- - Подводные лодки





Вторая мировая война

«Единственное, что беспокоило меня на протяжении всей войны, это опасность со стороны немецких подводных лодок».

Уинстон Черчилль






Подводные лодки, сыгравшие значительную роль в первой мировой войне, продолжали привлекать внимание военно-морских стратегов и после ее окончания. Технические характеристики субмарин значительно улучшились, хотя главным ограничительным фактором оставалась сравнительно небольшая скорость хода в подводном положении.

О развитии подводных лодок можно судить по характеристикам американских субмарин. Лодки класса S 1918-1921 гг. имели дальность надводного хода от 9 до 15 тысяч километров при скорости в 10 узлов; им на смену пришли лодки класса В: 22 300 километров при 11 узлах. В 1933-1936 гг. появился класс Р. первые американские лодки с полностью дизель-электрическим двигателем, а в 1940 г. на вооружение поступили субмарины класса «Gato». Они имели полностью сварную конструкцию двойного корпуса, дальность хода в 22 (ИИ) километров и надводную скорость в 20-25 узлов. К моменту нападения японцев на Пёрл-Харбор в 1941 г. американский флот располагал 111 подводными лодками, тогда как японцы имели 63 субмарины океанского класса.

Японские субмарины Тип 1-400 имели дальность хода в 70 000 километров при надводной скорости 18,7 узла и автономности в 60 дней. Перед началом войны с США японцы планировали применять свои подводные лодки для уничтожения американских боевых кораблей в акватории западной части Тихого океана. Исходя из этого, они намеревались использовать большую дальность хода подлодок как важнейший элемент своей морской стратегии. Поначалу, однако, их подводные лодки не оправдан и возлагавшихся на них ожиданий, что и неудивительно, поскольку маневры 1939 и 1940 г. выявили целый ряд существенных недостатков.

Интересно, что размер подводного флота государства не стал в годы Второй мировой войны показателем его эффективности. К началу войны самым большим подводным флотом располагал СССР, на втором месте была Италия. Ни та, ни другая страна не добилась выдающихся показателей в подводной войне. В противоположность им, отчасти из-за внимания, которое Гитлер уделял линейным кораблям и крейсерам, германский флот имел всего 57 подлодок.

Ориентация подводных лодок



Наиболее успешно в годы войны действовали американские подводные лодки в Тихом океане - эта подводная кампания оказалась самой победоносной в истории. Американские подлодки показали себя -эффективным оружием, способным действовать на дальних расстояниях. Они обладали хорошей скоростью и дальностью надводного хода. Кроме того, американцы умело использовали возможности по расшифровке японских сообщений, а также свою боевую активность: после Пёрл-Харбора они объявили потайную подводную войну. Из-за превосходства американцев в подводных лодках японцы не смогли причинить противнику такого большого ущерба, на который надеялись. Американцы пользовались и тем, что японцы отставали от них в обеспечении прикрытия караванов и в противолодочной обороне. Для этого у японцев просто недоставало ресурсов, в том числе сил воздушного прикрытия.

Американские субмарины затопили 1114 японских транспортов суммарным тоннажем 5,32 миллиона тонн и к 1944 г. вынудили противника отказаться от использования многих морских транспортных путей. Япония не могла обеспечить постройки достаточного количества транспортов, чтобы покрыть их потери. Снабжение резко сократилось, и экономика империи пришла в упадок. Ни океанские, ни прибрежные торговые пути не были застрахованы от нападения. Все это ставило под удар регулярность поставок - важнейший элемент современной высоко интегрированной экономики. Потери японских транспортов затрудняли доставку в метрополию сырья из захваченных регионов: железа, нефти и резины. Это ставило под удар планы по наращиванию производства боеприпасов, поскольку экономика Японии полностью зависела от импортного сырья.

Сложности возникали и с переброской войск в пределах империи. Ухищрения, к которым японцы прибегали на первых этапах, не могли обеспечить постоянное пополнение действующих частей. Из-за задержек с доставкой припасов островным гарнизонам многие из них были переведены на самообеспечение, что снизило их боеспособность. К лету 1945 г. морская война в Тихом океане была выиграна США, и американские подлодки перешли к действиям в сложных для них условиях Желтого, Восточно-Китайского и Японского морей.

Германские подводные лодки



Кампания, которую вели немцы, была менее успешной, но представляла собой постоянную серьезную угрозу -большую, чем нападения надводных кораблей и авиации. Подводные лодки были менее уязвимы к условиям блокады, чем надводные корабли: их труднее обнаружить и уничтожить, а выпускать их можно с меньшими затратами и в больших количествах. Однако в силу традиций планирования надводных операций до весны 1943 г. немцы не старались свести основные действия своего флота к подводной войне. Это произошло лишь после неудачи, которая постигла германский флот в сражении в Баренцевом море 31 декабря 1942 г., когда они попытались использовать надводные корабли против не столь тяжело вооруженных британских крейсеров, чтобы перерезать путь транспортных караванов из Британии в СССР. После провала этой операции Гитлер сместил гроссадмирала Эриха Редера с поста главнокомандующего ВМФ. назначив на его место адмирала Карла Деница. Дениц был гораздо более активно настроен в отношении ведения подводной войны.

Умудренные опытом Первой мировой войны немцы с 1940 г. стали использовать для размещения своих подводных лодок норвежские и французские базы, которыми раньше не располагали. В результате боевой счет немецких субмарин стал быстро расти с лета 1940 г., т. е. с того времени, когда британским военным кораблям пришлось сконцентрироваться в водах метрополии, чтобы прикрывать эвакуирующиеся из Франции войска и обеспечивать контроль над Ла-Маншем перед лицом угрозы германского вторжения на острова. Тяжелые потери последовали зимой 1940/41 г., когда немецкие подлодки начали нападения на трансатлантические караваны и стали применять тактику групповых действий - «волчьих стай».

Авиация заставляла субмарины действовать в полупогруженном состоянии, что снижало их скорость и затрудняло установление визуального контакта с целью. Но Королевские ВВС (RAF) концентрировались на проведении стратегических бомбардировок, которые требовали истребительного прикрытия и поэтому не могли обеспечить достаточною воздушного прикрытия караванов. Бомбардировки Германии отвлекали силы дальней бомбардировочной авиации от выполнения задач по проводке кораблей, а самолетам наземного базирования из-за ограниченного радиуса их действия приходилось оставлять значительный «разрыв» В прикрытии в центральной части Атлантики.

Следует согласиться и с тем, что британский флот оказался недостаточно подготовлен к противолодочной обороне: его слишком нацеливали на борьбу с надводными кораблями противника. Чтобы снизить потери от нападений немецких субмарин, флоту приходилось полагаться на провождение транспортов в составе караванов и применение сонарных систем ASDIC. Однако ASDIC давала лишь небольшой выигрыш: подлодки предпочитали действовать в надводном положении. В начале войны британцы применяли противолодочную авиацию палубного базирования, но потопление авианосца HMS Courageous («Отважный») 17 сентября 1939 г. немецкой подлодкой U-29 положило этой практике конец. Остававшиеся авианосцы требовались для операций против германских, а с июня 1940 г. и итальянских надводных кораблей. Кроме того, для постройки эскортных авианосцев требовалось время.

После вступления США в войну против Германии в декабре 1941 с в 1-й половине 1942 г. немецкие подлодки затопили большое количество торговых судов у американского побережья, по в мае американцы смогли исправить ситуацию, наладив эффективную систему проводки караванов. Стратегический успех немецких подлодок, которого они добились на первых этапах, был сведен на нет интенсивностью строительства транспортных судов, прежде всего на американских верфях. В 1-м квартале 1943 г. страны антигитлеровской коалиции построили больше кораблей, чем немцы потопили, а к концу третьего квартала объемы постройки превзошли общий тоннаж всех судов, потопленных с начала войны. Война в Атлантике стала событием, в котором решался вопрос о реальном вступлении США в войну против Германии: перебросить американские силы в Европу можно было только морем.

В ходе войны немцы постоянно совершенствовали свои подводные лодки. В начале 1944 г. они стали применять шнорхели - приспособления, позволявшие субмаринам в полупогруженном положении подзаряжать аккумуляторы и передвигаться с помощью дизельных двигателей. Это значительно снизило уязвимость подлодок по отношению к авиации. Лодки стали по-настоящему подводными, а не просто погружающимися. Однако это усовершенствование не так уж сильно повысило способность субмарин к нападениям: эскортные суда также совершенствовались. В результате в 1944-1945 гг. немцам удалось затопить всего несколько кораблей. Производство новых типов подводных лодок, особенно высокоскоростных Тип XXI Electro, затрудняли бомбардировки англо-американской авиации. Если бы такие подводные лодки появились у немцев в 1943 г. ситуация для противников Германии могла бы серьезно осложниться.

После окончания Второй мировой войны подводным лодкам и противолодочной обороне поначалу не уделяли особого внимания, во многом из-за того, что флот США занял главенствующее положение в Мировом океане, а для сдерживания СССР полагался в основном на авианосцы. Ситуация, однако, изменилась в 1950-х гг., когда советский флот под командованием адмирала Сергея Горшкова стал быстро развиваться: СССР превратился во вторую морскую силу в мире. Советский Северный флот, базирующийся в Мурманске, стал крупнейшим во многом благодаря мощным подводным силам - к 1956 г. в нем насчитывалось около 400 подлодок.

Это заставило силы НАТО начать подводное патрулирование соседних районов и развернуть системы подводного гидроакустического наблюдения; кроме того, подобные меры были предприняты в водах, которыми советские субмарины должны были выходить в Атлантику - в Датском проливе между Исландией и Гренландией, а также между Исландией и Британией. Значение подводных лодок особенно возросло после того, как были разработаны системы подводного запуска базирующихся на субмаринах межконтинентальных ракет, превратившихся в основное морское оружие. Приоритет был за американцами, но другие государства быстро последовали за ними. В 1980-х гг. советский ВМФ поставил на вооружение шесть подлодок класса «Тайфун» - самых больших подводных ракетоносцев в мире.

США опасались, что советские подводные лодки могут представлять угрозу для их торговых путей или произвести запуск ракет вблизи американского побережья. Это заставило США разработать сценарий военно-морского, а не десантного конфликта с СССР: упор делался на уничтожение советской морской мощи в бою в советских территориальных волах. С этой целью американцы начали строительство крупных подлодок-охотников, способных решать широкий круг задач.

15.12.2017