- - Авианосцы





«Я оглянулся и пришел в ужас от разрушений, происшедших в течение нескольких секунд. В летной палубе как раз позади центрального подъемника зияла громадная дыра... Плиты палубного покрытия были скручены в гротескные фигуры. Самолеты, задрав хвосты, стояли, объятые синим пламенем и черным дымом».

Командор Фусида о сражении при Мидуэе 1942 г., после налета американских самолетов на его авианосец






Авианосцы, изменившие ход войны на море, особенно ярко проявили себя на Тихом океане в период Второй мировой войны. Превращение новых мощных самолетов в оружие для действий на море произошло быстро. В Первой мировой войне самолеты применяли для разведки, нападений на корабли противника и поиска подводных лодок. Это были самолеты наземного базирования или гидропланы, а также самолеты, входившие в состав вооружения отдельных кораблей. В таком качестве они не могли внести существенного вклада в борьбу с подводными лодками.

Лидером в области морской авиации оставалась Великобритания, но и она к концу войны располагала всего одним кораблем, способным запускать и принимать на свою палубу самолеты с колесными шасси (другие корабли служили «авиаматками» для гидропланов). В составе Королевской морской авиации числилось 2949 самолетов. Единственная роль, которая отводилась авианосцам (в постройке находились две единицы кораблей такого класса), заключалась в использовании в качестве плавучей авиабазы. В июле 1918 г. Великобритания предприняла первый удар с помощью обычных наземных самолетов, стартовавших с палубы импровизированного авианосца. В сентябре того же года в состав британского флота был официально включен корабль «Argus» («Аргус») - авианосец, способный нести 20 самолетов и располагавший взлетно-посадочной палубой, размещенной поверх надстроек и дымовых труб (правда, в море корабль впервые вышел только в октябре 1918 г.). После окончания Первой мировой Великобритания использовала палубную авиацию в ходе интервенции в Россию в период Гражданской войны.

Воздушная мощь флота

Великобритания не имела опыта использования авианосцев против авианесущих кораблей, но в значительной мере рассчитывала на их возможности. В 1919 г. адмирал Джеллико во время поездки в Юго-Восточную Азию и Австралию настаивал на том, что британский Дальневосточный флот для сдерживания Японии должен иметь в своем составе четыре авианосца и восемь линкоров. В 1920 г. контр-адмирал Реджинальд Холл в статье «Тайме» утверждал, что благодаря подводным лодкам и авианосцам дни линкоров сочтены. Однако эти заявления не привлекли особого внимания Адмиралтейства, которое продолжало полагаться на линейные корабли.

Тем не менее, несмотря на финансовые затруднения, силы морской авиации продолжали расти. К концу 1920-х гг. число палубных самолетов возросло до 144, а оснащение авианосцев значительно усовершенствовалось: в частности, их стали оснащать приспособлениями для торможения самолетов при посадке. С 1933 г. финишеры активно применяли при решении сложной задачи посадки самолета на авианосец. В 1923-1930 гг. англичане перестроили в авианосцы четыре линкора и три линейных крейсера. Авианосцы направляли в различные точки мира. В 1922 г. в период Чанакского кризиса (между Великобританией и Турцией) в районе Дарданелл находился «Аргус». В конце 1920-х гг. один авианосец дислоцировался в районе Китая (сначала это был «Hermes» - «Гермес», затем «Аргус»), а еще один принял участие в крупных морских маневрах.

В 1930-х гг., однако, на лидирующие позиции выдвинулись США и Япония, отчасти потому, что оба государства стремились поставить под свой контроль как можно большую часть Тихоокеанского региона. В стратегическом планировании США жизненную роль отводили «плану Оранж» - плану войны против Японии.

В 1910-1920-х гг. возможности применения авиации снижались из-за невозможности действия самолетов в плохую погоду и в темное время, ограниченной дальности полета и малой полезной нагрузки, а также ненадежности технической части. В 1930-х гг. произошли большие изменения.

В Великобритании морская авиация отставала в развитии, поскольку организационно с 1918 по 1937 г. она входила в состав Королевских ВВС (RAF), a RAF, заинтересованные в первую очередь в развитии наземной авиации, уделял морским подразделениям маю внимания. В США сложилась иная ситуация, поскольку там флот имел собственное Бюро аэронавтики. Это стимулировало развитие эффективной доктрины применения морской авиации, ее стратегии и тактики. Помимо развития самих авианосцев, значительно совершенствовались и самолеты. Благодаря этому американцы в 1920-х гг. успешно разработали как тактику применения пикирующих бомбардировщиков, так и конструкции пригодных для этого самолетов. Они показали себя более эффективными машинами по сравнению с торпедоносцами, более уязвимыми при зенитном огне с неприятельскою корабля.

Японская угроза



В 1920-х гг. перед Великобританией не стояло такой острой угрозы, какую представляла Япония для США. Более того, в 1930-х гг. Великобритания даже меньше нуждалась в самолетах, способных действовать над океанскими акваториями, поскольку в случае войны с Германией немецкий флот оказывался под угрозой со стороны самолетов наземного базирования. Уроки Первой мировой войны свидетельствовали о том, что немцы могут быть заперты в Северном море. В 1940 г., однако, они круто изменили ситуацию, оккупировав сначала Норвегию, а затем Францию и разместив в портах обеих стран свои боевые корабли.

Англичане, опасавшиеся в конце 1930-х гг. угрозы со стороны Италии и Японии, стали наращивать число своих авианосцев. Таким образом, они добились серьезного перевеса по отношению к остальным европейским державам: французы, например, располагали всего одним авианосцем. В 1937 г. были заложены четыре авианосца класса «lllustrious» («Блистательный») водоизмещением 23 ООО тонн. Скорость каждого корабля превышала 30 узлов, бронирование взлетно-посадочных палуб составляло три дюйма. В 1935 г. был заложен 22-тысячетонный «Arie Royal» («Королевский корабль»). В феврале 1939 г. начата постройка «Implacable» («Неумолимый») водоизмещением 23 450 тонн, но в состав флота он вошел только в августе 1944 г.

Урон, который нанесли германские воздушные атаки Королевскому флоту на первых этапах Второй мировой войны, свидетельствует о значении воздушной поддержки. Британская доктрина защиты от вражеских самолетов с помощью зенитного огня была признана неэффективной.

Недостаток опыта



Германия, подобно Италии и СССР, не имела авианосцев, поэтому корабли такого класса участвовали в боевых действиях только в холе американо-японской войны в Тихом океане (1941-1945) и в меньших по масштабу сражениях англичан и японцев в Индийском океане. Поскольку в предвоенный период авианосцы использовались мало, обе воюющие стороны не имели достаточного опыта в применении авиации корабельного базирования. Достижению победы американцами способствовал ряд факторов, помимо экономической мощи США, позволившей им строить новые авианосцы. Японцев подвел ряд просчетов в подготовке и планировании. Так, в ходе решающего сражения у Мидуэя в 1942 г. японцы недооценили силы американского флота и при этом старались придерживаться своего слишком сложного плана, который швее не был оптимальным. Адмирал Ямамото излишне полагался на применение линкоров. Американцы же выигрывали благодаря гибкой тактике, своей способности точно определить местонахождение кораблей и самолетов противника и противодействовать им. Это оказалось важнейшим фактором победы как при Мидуэе, так и в других сражениях.

Уничтожение в районе Мидуэя четырех тяжелых японских авианосцев (4 июня 1942 г.) изменило равновесие в Тихоокеанском бассейне в пользу американцев. Японцы отставали как количественно, так и в плане инициативы. Особенно чувствительными для японцев были потери пилотов: они тщательно готовили своих летчиков, но для замены погибшей элиты требовалось слишком много времени, которым Япония не располагала.

В ходе войны американцы стати формировать авианосные группы, бывшие полностью самодостаточными, независимыми от береговых баз и получавшими обеспечение с помощью морских сил снабжения. Это дало возможность быстро перебрасывать силы на невероятные по тем временам расстояния и воплотить на практике тактику «прыжков по островам». В результате японцы лишились возможности удерживать свой оборонительный периметр в тихоокеанском регионе. В результате в ходе сражения в Филиппинском море в июне 1944 г. американский флот, располагавший 15 авианосцами и 902 самолетами, разгромил своею противника, имевшего 9 авианосцев и 450 самолетов. Это позволило американцам захватить Марианские острова, что стало решающим фактором в ходе наступления в западной части Тихого океана. Японские авианосцы охраняли истребители

«Зеро», но их оказалось недостаточно для противодействия американским истребителям, действовавшим в качестве прикрытия бомбардировщиков. Это в очередной раз показало, что японцы теряют свою воздушную мощь; к тому же в ходе сражения они вновь лишились многих пилотов.

Авианосцы сыграли значительную роль в борьбе с немецкими подводными лодками, особенно в ходе битвы за Атлантику. Палубная авиация обеспечивала сильное воздушное прикрытие. Первый эскортный авианосец вступил в строй в конце 1941 г.

Закат эпохи линкоров



Закат эпохи линкоров, который последовал после окончания Второй мировой войны, означал, что главными кораблями флотов стали авианосцы. Американцы считали, что авианосцы могут решать разнообразные боевые задачи. В 1950-е и начале 1960-х гг. палубная авиация США получила стратегическое ядерное вооружение с целью обеспечения «ядерного сдерживания» СССР, но в Корейской и Вьетнамской войнах она активно применялась и для поддержки наземных сил. Первые опыты массового применения палубных бомбардировщиков относятся к периоду Корейской войны (1950-1953). Самолеты американской авианосной группы 77 (Task Force 77) обеспечивали не только поддержку наземных частей, но и решение тактических и стратегических задач.

Палубная авиация вновь проявила себя в годы Вьетнамской войны: авианосцы обеспечивали безопасное базирование самолетам, участвовавшим в операциях как в Северном, так и Южном Вьетнаме. Дальнейшее развитие методов снабжения с помощью других кораблей, впервые примененное еще в период Второй мировой, позволило авианосцам оставаться в море очень продолжительное время. На протяжении почти всего 1972 г. у берегов Вьетнама находилось не менее шести американских авианосцев; летом того года с них производилось в среднем 4 тысячи вылетов ежемесячно.

В период Фолклендской войны 1982 г. Великобритания не имела крупного авианосца, и поэтому десантные силы находились в постоянном ожидании воздушного нападения. Однако британский флот располагал двумя противолодочными авианосцами с истребителями-бомбардировщиками вертикального/укороченного взлета «Sea Harrier», вооруженными ракетами «Sidewinder A/M-L». Это позволило британцам противостоять налетам аргентинских ВВС и, в свою очередь, атаковать аргентинцев на Фолклендах. Благодаря авианосцам, которые аргентинцы не смогли потопить, англичане имели необходимое им воздушное сопровождение (хотя и не превосходство в воздухе) в ходе и морских, и наземных операций.

Проводимые в наши дни американцами операции на Среднем Востоке показывают, что авианосцы сохранят свое значение в будущем. Великобритания планирует постройку двух суперавианосцев.

16.12.2017