- - Самолеты. Первая мировая война




«Найти противника и сбить его. Все остальное - чепуха».

Капитан барон Манфред фон Рихтгофен, 1917 г.






Полет на управляемом аппарате тяжелее воздуха, осуществленный американцами братьями Райт в 1903 г., заставил британского газетного магната Альфреда Хармсуорта 1-го виконта Нортклифа заключить: «Англия уже больше не остров». Летательные аппараты применялись в военном деле и раньше - это были воздушные шары, которые французы использовали еще в 1790-х гг. Однако теперь воздухоплавание вступило в новую эру. Писатели-фантасты, подобные Герберту Уэллсу, сулили великое будущее управляемым летательным аппаратам, которые быстро эволюционировали. В 1909 г. Луи Блерио впервые пересек на аэроплане Ла-Манш. В британском отчете 1910 г. о развитии вооруженных сил других держав говорилось:

В течение года уделялось огромное внимание развитию самолетов, особенно во Франции и Германии. Основные усилия прилагались к повышению возможностей аэропланов, которые еще в 1909 году считались лишь в минимальной степени пригодными для военного дела. Однако их [роль] существенно возрастает ввиду неожиданного успеха, продемонстрированного в ходе маневров во Франции, а также ввиду серии катастроф дирижаблей Цеппелина... Авиационные школы созданы во всех странах.

Беззащитные цели



Авиация быстро стала объектом международного соперничества и потому начала вызывать тревогу. В 1909 и 1913 г. в Великобритании велись серьезные дискуссии относительно наступательных возможностей самолетов и реальности применения их для бомбардировок беззащитных стратегических целей и городов. Однако в 1909 г., когда начальник британского Имперского Генерального штаба высказал соображения относительно вероятности успеха воздушных судов, он столкнулся со скептической реакцией со стороны генерала Яна Гамильтона, который вовсе не считал возможность воздушных бомбардировок реальной. Гамильтон писал: «Из-за сложностей в транспортировке достаточного количества взрывчатых веществ и в осуществлении прицельного выстрела воздушные бомбардировки] окажут, скорее всего, более моральный, чем материальный эффект». В 1911 г. в Великобритании был сформирован воздушный батальон, а в 1912 г. - Королевский Воздушный корпус. Директор французской Высшей военной школы генерал Фердинанд Фош в 1910 г. считал, что воздушные силы смогут иметь в ходе войны лишь вспомогательное значение, но, несмотря на это, в 1914 г. во Франции было сформировано Управление военной аэронавтики.

Впервые самолеты были использованы в ходе итало-турецкой войны 1911 г. и в Балканских войнах 1912-1913 гг. 23 октября 1911 г. на лагерь турецкой армии были сброшены с самолета фанаты, а турецкий Эдирне (Адрианополь), осажденный болгарами в 1913 г. , стал первым из городов, подвергшихся воздушной бомбардировке. К 1914 г. европейские державы располагали более чем 1000 аэропланов, состоявших на вооружении армий: Германия имела 245, Россия -244, Франция - 141. Великобритания -115, Австрия - около 55 самолетов.

Широкомасштабное применение самолетов относится к годам Первой мировой войны. Аэропланы играли существенную роль не только в воздушных боях: они заметно изменили ход боевых действий на суше и море. Особо важным считалось проведение воздушной разведки, особенно в целях корректировки артиллерийского огня. В 1914 г. самолеты применяли для противодействии авиации и для разведки. Это привело к развитию истребительной авиации: сначала на самолетах-разведчиках стали устанавливать оружие для самозащиты, а затем появились самолеты, предназначенные для охоты за разведчиками. Значение воздушной разведки оценили быстро, во многом благодаря тому, что уже в 1914 г. самолеты обеспечивали получение данных о передвижении войск в ходе первой, мобильной стадии войны на Западном фронте. В частности, благодаря самолетам удалось определить направление германского наступления в районе Парижа. В следующем году генерал Колвелл, выступавший против первоначального плана высадки в Галлиполи как чисто морской операции, заметил: «Как наземный артиллерист, я не считаю эффективной стрельбу по удаленным целям, если только при этом не применяются аэропланы-корректировщики». В 1915 г. британские аэропланы обнаружили турецкие колонны, выдвигавшиеся к Суэцкому каналу.

Возможность «заглянуть за гору» изменила характер ведения боя, но хотя самолеты и научились уже наносить ущерб и пехоте, и танкам, и на тактическом, и на оперативном уровне, они не рассматривались как эффективное средство борьбы. Их значение уже оценили, но применять по-настоящему еще не научились.

Первый Воздушный бой



Ценилась и способность аэропланов вести воздушный бой. Повышение скорости, маневренности и потолка полета позволяли самолету легче атаковать вражеский аппарат. Двигатели становились все мощнее и компактнее, подъемная сила самолетов возрастала. Разработанный А. Фоккером синхронизатор ведения огня, установленный на французских самолетах, в 1915 г. попал в руки немцев: им удалось сбить оснащенный таким образом аэроплан. Британцы также скопировали изобретение, позволявшее вести курсовой огонь без риска повреждения собственного пропеллера. «Fokker Eindecker», принятый на вооружение германской армии в середине 1915 г., обеспечил немцам существенное преимущество, которое они попытались реализовать в воздушных боях в ходе решающего сражения под Верденом в 1916 г. Гарольд Уайли, командир эскадрильи британского Королевского воздушного корпуса, в 1916 г. писал: «посылать ЕЕ. В одном строю для их защиты - просто убийство и ничего более».

Французы в конце концов смогли противопоставить немецкому превосходству в воздухе действия больших групп самолетов, снабженных синхронизаторами ведения пулеметного огня. Таким образом, они научились отгонять немецкие самолеты-разведчики. В свою очередь, зимой 1916-1917 гг. немцы вновь вырвались вперед благодаря появлению «Albatross D-I». Однако в середине 1917 г. англичане и французы получили более совершенные аэропланы. Несмотря на это, немцы явно не потерпели поражения в воздухе, как это случилось с ними в годы Второй мировой (этот факт может служить подтверждением того, что в Первую мировую авиация имела ограниченную сферу применения).

В ходе войны совершенствовалась и тактика воздушного боя. Летчики стали практиковать групповые полеты, сложилась тактика группового боя. Аэропланы стали основным видом летательных аппаратов: они успешно сбивали воздушные шары и дирижабли, тогда как сами гибли лишь от случайных выстрелов.

Британская королевская морская авиация осуществила первый успешный бомбардировочный рейд. Ее самолеты, вооруженные 20-фунтовыми бомбами, совершили перелет из Антверпена в Дюссельдорф и уничтожили там оболочки цеппелинов и один воздушный корабль. В 1917 г. немцы начали бомбовые налеты на Лондон, полагая (вероятно, на основе сообщений голландской разведки), что Великобритания находится на грани восстания. Эти налеты не так много значили в собственно военном отношении, сколько служили средством морального воздействия на население.

Применение бомбардировщиков (немецкие «Gotha») было знаком серьезного технического прогресса в годы войны. «Gotha Mark IV» мог находиться в воздухе на протяжении четырех часов, имел эффективную дальность полета в 840 километров и мог нести полтонны бомб. Высота полета в 6400 метров значительно затрудняла перехват этого бомбардировщика. Экипаж снабжался кислородными масками и комбинезонами с электроподогревом. Первый (и наиболее разрушительный) налет на Лондон состоялся днем 13 июня 1917 г. Бомбы с 14 самолетов принесли смерть 162 человекам и ранили 432. Одной из причин высоких потерь стал пожар в школе, во время которого погибли 16 детей. Этот налет вызвал бурное возмущение населения и привел к созданию системы противовоздушной обороны, в состав которой входили высотные истребители, базировавшиеся на аэродромах, соединенных телефонной связью (создание системы ПВО стало еще одним доказательством того, что в военное время полезные новшества имеют шанс на быстрое вхождение в жизнь). ПВО резко повысили потери среди бомбардировщиков, которые прекратили дневные налеты. Важным принципом снижения потерь стала эвакуация жителей: бомбардировки не только подрывали дух населения, но и вызывали его озлобление. Зимой 1917-1918 гг. немцы стали применять 4-моторные «Zeppelin-Staaken R», которые могли находиться в воздухе до 10 часов и нести до 2000 кг бомб.

К концу войны мощь и значение воздушных сил значительно возросли. К 1918 г. Великобритания располагала 22 тысячами аэропланов. В сентябре того же года объединенный франко-американо-британский воздушный флот, насчитывавший 1500 самолетов, нанес удар по немецким войскам в Сен-Мишель-Сален. Это был самый крупный авианалет. В 1917 г. немецкие самолеты нанесли удар по французским танкам в Шампани.

Массовое производство самолетов



Производство самолетов быстро росло. В 1914 г. британский Королевский авиационный завод в Фарнборо мог выпускать лишь два самолетных корпуса в месяц, но на смену такому кустарному производству быстро пришел промышленный выпуск. Военная авиация быстро оценила роль научных исследований: для проведения экспериментов построили аэродинамические трубы. Были разработаны образцы крыльев без распорок и цельнометаллические конструкции самолетов.

Тревога, которую вызвали в британском обществе налеты германской авиации, стимулировала появление в межвоенный период работ военных теоретиков, посвященных исследованиям возможностей ВВС. В военные годы, однако, последствия стратегических бомбардировок, производившихся как с целью уничтожения промышленных объектов, так и для нанесения ущерба среди гражданского населения, были довольно ограниченны. На 1919 г. Великобритания планировала начало дальних бомбардировочных рейдов против германских городов, включая Берлин. Для этого предназначались огромные бомбардировщики «Handley Page VI-5Xh, но их строительство завершилось уже после войны. Правда, один из таких самолетов в 1919 г. успешно перелетел через Атлантику.

И после окончания Первой мировой самолеты интенсивно применяли в военном деле. Британские ВВС бомбили Джелалабад и Кабул в ходе Третьей афганской войны 1919 г., действовали против иракских племен в 1920 г. и против угрожавших Ираку и Кувейту ваххабитов в 1928 г. В 1920 г. были подвергнуты бомбардировке укрепления дервишей в Талехе (Сомалиленд). Воздушные силы стали важнейшим элементом имперского влияния. Однако в 1922 г. штаб британских сил в Ираке в отчете о действиях в Месопотамии заключил, что «аэропланы сами по себе недостаточны для того, чтобы разбить восставшие племена или принудить их к капитуляции и замирению». Этот урок периодически приходится заучивать снова и снова.

17.10.2017