- - Броненосцы





«Тот, кто властвует над морями, властвует надо всем». Фемистокл (ок. 528-426 гг. до н.э.).

цитата из Цицерона






Полагают, что броненосные суда впервые применили в 1590-х гг. корейцы, воевавшие в то время с Японией. Эти весельные «суда-черепахи», вероятно, были покрыты шестиугольными металлическими пластинами, защищавшими корабль от абордажных крюков неприятеля. Именно они действовали в сражении в Желтом море в 1592 г., когда корейцы разбили японский военный флот.

И традиция использования «судов-черепах», и эффективность морских сил государств Восточной Азии в целом продержались недолго. Именно поэтому историю кораблей-броненосцев связывают не с ними, а с нововведениями в европейских флотах 1820-х гг. Именно в этот период в Европе стали применять разрывные снаряды вместо цельных ядер. Полковник Анри-Жозеф Пайсан, разработавший новый тип орудия, пригодного для ведения огня такими снарядами и принятого на вооружение армией Франции в 1837 г., настаивал на том, что такие пушки следует применять на паровых судах. Это сочетание представляло смертельную угрозу для деревянных парусников, и французы надеялись, что оно поможет им положить конец гегемонии британского Королевского флота.

Новые снаряды способствовали появлению своей противоположности - защищенному от них бронированному кораблю. Первый броненосец построили французы. Они были вдохновлены успехом, сопутствовавшим их трем новым плавучим батареям в бою у Кинбурнской косы в 1855 г., во время Крымской войны. Каждая из этих деревянных батарей имела водоизмещение 1575 тонн и несла металлическую обшивку (перемещались они с помощью паровых буксиров). В марте 1858 г. был заложен, а в ноябре 1859 г. спущен на воду 5630-тонный деревянный фрегат «La Gloire» («Слава»), имевший частичную обшивку из 4,5-дюймовых металлических пластин (Франция того времени не располагала достаточными сталелитейными мощностями). Тем не менее Наполеон III, стремившийся бросить вызов англичанам, в 1858 г. приказал приступить к постройке еще пяти подобных судов, которые вступили в строй в 1862 г.

Верфи на Темзе



Обеспокоенные успехами французов, англичане в мае 1859 г. приступили к постройке собственного броненосного фрегата - «Warrior» («Воин»); он был спущен на воду в октябре 1861 г. Этот корабль со стальным корпусом имел водоизмещение 9140 тонн и таким образом значительно превосходил французскую «Славу». Он был построен на Стальных верфях на Темзе, что позволило англичанам продемонстрировать технологическую мощь своей страны. «Воин» развивал скорость в 14 узлов (на узел больше «Славы») и нес на 200 тонн больше угля, что обеспечивало ему превосходство в дальности плавания.

Постройка «Воина» обошлась в 377 тысяч фунтов, но это было поистине революционное судно. Фрегат имел полностью металлический корпус, а не просто стальную обшивку. Кроме того, в нижней части корпуса корабль имел водонепроницаемые переборки, что делало его первым крупным мореходным судном из стати.

Переход к стальным корпусам означал не только то, что кораблестроители смогли снизить уязвимость судна от вражеских снарядов. Он стал знаком преодоления серьезных навигационных проблем: моряки научились учитывать при прокладке курса влияние корабельной стали на магниты компаса (оно было значительно сильнее, чем влияние прежней медной обшивки днища). Способность преодолеть эти проблемы была знаком того, что экономика Великобритании обрела достаточную силу, чтобы решать и технологические, и научно-прикладные проблемы.

Стальные суда конструктивно были значительно прочнее и стали постепенно вытеснять деревянные пароходы, которые активно строились в 1850 г. и начале 1860-х. Последний британский деревянный линейный корабль вступил в строй в 1861 г.

Британия лидирует



Достигнувшая первенства в производстве стальных кораблей Великобритания смогла удержать свою позицию, не позволив французам снова выйти вперед. Поражение Франции во Франко-прусской войне 1870-1871 гг. означало, что в соревновании в строительстве броненосцев Великобритания окончательно взяла верх: французам теперь предстояло направить все усилия на усиление сухопутной армии для следующей войны с Пруссией.

Способы ведения войны на море продолжали меняться, все более удаляясь от тактики морских сражений XVIII в. Состязание оружия и брони, массы и маневренности, вели к изменениям способов бронирования корабля, появлению новых марок стали. В 1870-х гг. строительство деревянно-стальных кораблей еще продолжалось, но в 1877 г. появился метод компаундного (составного) стального бронирования. Этот год можно считать временем перехода к железным и стальным боевым кораблям, хотя и в 1880-х гг. англичане продолжали еще изготавливать крупные элементы судового корпуса, такие как киль и штевень, из дерева. Но в целом и они в 1870-х гг. начали переходить к полностью стальным кораблям.

Еще раньше, в годы Гражданской войны в США, новые паровые броненосцы начали вступать в схватки друг с другом. Широко известное сражение между «Monitor («Монитором») и «Merrimack («Мерримаком», переименованным конфедератами в «Virginia») у Хэмптон-Роудс 9 марта 1862 г. стало первым в истории боем броненосцев. Три европейские державы, располагавшие броненосцами (Великобритания, Франция и Ит&чия) в то время не вели войн друг с другом. При Хэмптон-Роудс орудийные залпы оставляли лишь незначительные вмятины в бортовой броне сражающихся кораблей, хотя они вели огонь с дистанции всего в 100 метров. В ходе боя погиб лишь один человек. Об устойчивости броненосцев к орудийному огню периода Гражданской войны говорит тот факт, что северяне потеряли шесть бронированных кораблей от мин конфедератов, и всего один - от огня береговых батарей.

Возможности броненосцев продемонстрировал бой 8 марта 1862 г., когда «Virginia» («Виргиния») атаковала деревянные корабли, блокировавшие Норфолк (штат Виргиния) и потопила один из них тараном, а второй - артиллерийским огнем. Саму «Виргинию» 11 мая 1862 г. затопили при приближении наземных войск северян.

В ходе войны возможности броненосцев росли. «Монитор» был вооружен всего двумя пушками, установленными в башне, снабженной паровым поворотным устройством; затем в марте 1863 г. северяне заложили второй монитор, уже двухбашенный; в конце концов их стало уже девять (вслед за капитаном Эриксоном название одного из первых броненосцев стали применять в качестве обозначения класса подобных судов). Один из кораблей, «Roanoke («Роанок»), перестроили в трехбашенный монитор, но он оказался малоэффективным. Однако это судно указало пути дальнейшего развития мониторов: оно было предназначено для действий в открытом море, тогда как большая часть первых броненосцев имела слишком мощную осадку, чтобы действовать на значительном удалении от берега.

Власть броненосцев



Северяне усилили броней многие из своих кораблей. Некоторые из них были «тонкокожими», неся лишь небольшое бронирование, другие, «городского класса», строившиеся в Сент-Луисе, имели броню толщиной 6,5 см. Потеря конфедератами в 1862 г. Нового Орлеана и Мемфиса значительно затруднила постройку судов для действий на Миссисипи и других внутренних волах, хотя, мобилизовав свои силы, они все-таки приступили к постройке судов на других речных верфях, таких как Селма и Шревенпорт. Конфедераты строили броненосцы по частям, размещая заказы на различных заводах, размещенных вдалеке от побережья: им меньше угрожали нападения северян. Однако для северян оказалась тяжелым испытанием проводка их броненосца «Tennessee» («Теннесси») вниз по реке Алабама от Сельмы до Мобайл-Бей. К тому времени, как флот северян под командованием Дэвида Фарраіуга в августе 1864 г. успешно пробился в залив Мобайл-Бэй, броненосцами располагали уже обе воюющие стороны. Четыре корабля конфедератов уступили в схватке с 18 кораблями северян, а береговые укрепления залиші не смогли блокировать флот Фаррагута. Единственный броненосец конфедератов обстрелом принудили к сдаче.

Северяне также направили свой броненосец «Сатапспе» («Команч») в Сан-Франциско, чтобы предупредить возможные нападения конфедератов на

Калифорнию. Броненосец был построен в 1862-1863 гг., затем разрезан на части и перевезен морским путем в Тихий океан вокруг мыса Горн: трансконтинентальная железная дорога еще не была построена. В Сан-Франциско корабль снова собрали. В 1865-1866 гг. тем же путем доставили в Калифорнию еще один броненосец. В 1865 г. был заложен первый крейсер с композитным (из дерева и стали) корпусом - «Shenandoah» («Шенандоа»). Он предназначался в основном для охраны китобойного флота Новой Англии, действовавшего в северных широтах Тихого океана. К концу войны флот северян насчитывал 49 броненосцев, но толщину брони кораблей ограничивала неспособность промышленности к прокату достаточно толстых листов стали. Это считалось большой проблемой: дело шло к войне между США и Великобританией, в которой флот северян мог бы оказаться уязвимым.

Применение броненосцев в Гражданской войне в США стимулировало производство судов этого класса в Европе. В бою при Лиссе (1866), самом крупном морском сражении от Трафальгара (1805) до Цусимы (1905), австрийцы нанесли большой урон итальянцам в беспорядочном сражении кораблей. Государства стали укреплять свои военные флоты, что в 1860-1870-х гг. привело к значительному росту численности боевых кораблей. По настоянию Огто фон Бисмарка в 1873 г. значительно увеличила свой флот Германия. К 1883 г. она вышла на третье место в мире по числу бронированных кораблей.

Броненосцы применяли не только США и европейские державы. В ходе Тихоокеанской войны (1879-1883) в сражении у Пунта-Ангамос в 1879 г. бронебойные снаряды Паллишера, которыми вели огонь 9-дюймовые арм-стронговские пушки чилийских кораблей, нанесли тяжелые повреждения перуанскому кораблю «Huáscar» («Хуас-кар»), принудив его к сдаче. Восьмидюймовая броня «Хуаскара» оказалась недостаточной защитой. Это сражение сыграло важную роль, поскольку успех чилийцев в войне во многом зависел от их способности вести десантные операции против Перу. Применение броненосцев в этой войне говорит о широком распространении новых способов ведения войны на море.

16.12.2017