- - Железные дороги





«Генералу Шерману был дан приказ уничтожить в городе все, что не относится к частной собственности жителей... арсенал, железную дорогу, склады... к закату на протяжении 20 миль от Колумбии не осталось ни одного рельса, который не был бы закручен в штопор».

Джордж Николас, воспоминания о Гражданской войне в США






В XIX в. ход войн изменили железные дороги, обеспечившие новые возможности в области тактики и стратегии. Однако в качестве самостоятельного вида оружия поезда использовались сравнительно ограниченно. 27 октября 1883 г. Альбер Робида в газете «Ля Карикатюр» опубликовал футурологические сценки «войны XX в.», где в числе прочего были показаны бронированные поезда на электрическом ходу, вооруженные пушками и пулеметами. Бронепоезда и вправду появились - в 1920-х гг. их использовали в ходе гражданских войн в СССР и в Китае, но область их применения не могла сравниться с бронированными машинами с двигателями внутреннего сгорания.

В оперативном же отношении железные дороги оказались важнейшим средством мобилизации и развертывания войск. Они применялись для быстрой переброски сил к полю боя. Ситуация периода Крымской войны (1853-1856), когда не имевшая железнодорожного сообщения с главным театром военных действий в Крыму Россия попала в критическую ситуацию в отношении снабжения своих войск, разительно отличалась от сложившейся в 1859 г. в Италии, где в ходе австро-французской войны обе стороны активно применяли железные дороги для транспортировки и снабжения своих армий. Уже в самом начале войны Франция поездами перебросила в Италию 50 тысяч солдат, перехватив, таким образом, инициативу.

Изменение хода гражданской войны в США



В ходе Гражданской войны в США (1861-1865) железные дороги, сеть которых быстро росла в 1840-1850-х гг. особенно в штатах, присоединившихся впоследствии к северянам, также внесли огромные изменения в ход боевых действий. Железные дороги позволили Северу мобилизовать и использовать свои огромные демографические и промышленные ресурсы, а также оказали огромное влияние на ход некоторых сражений и итог всей войны. Подкрепления под командованием Джозефа Джонстона, доставленные поездами по железной дороге в Манассас-Гэп помогли конфедератам выигратъ первое сражение при Манассас/Булл-Ране (1861). В следующем году командующий войсками конфедератов Бракслон Брэгг смог по железной дороге перебросить свои войска на 1250 километров от Миссисипи в Чаттанугу, подготовив таким образом условия для вторжения в Кентукки. Железнодорожные узлы, подобные Атланте, Чаттануге, Коринфу и Манассасу, приобрели стратегическое значение и стали первостепенными военными объектами. В свою очередь, оперативные планы стали включать задачи по использованию или перерезе железнодорожных путей, подобно кампании, которая привела ко второму сражению при Манассас/Бул-

Ране (1862), когда «Каменная стена» Джексон перерезал пути сообщения северян по железной дороге из Оранжа в Александрию, уничтожив депо в Манассасе. Позже в том же году командующий северян Амброуз Бернсайд строил планы по продвижению на юг вдоль Ричмондской, Фредериксбергской и Потомакской железных дорог после захвата Фредериксберга, но реализовать этот проект не смог.

Особенности искусственного рельефа железнодорожного полотна стали использовать мелкие подразделения: они научились, например, укрываться за насыпями. Во время действий вблизи железной дороги при втором сражении при Манассасе/Бул-Ране Джексон укрыл своих солдат за насыпью и затем с успехом использовал ее в качестве оборонительной позиции. Активное использование северянами железных дорог заставило конфедератов предпринять операции по их пересечению; попутно они валили телеграфные столбы и перерезали провода - это проделывал, в частности, отряд Джона Моргана во время рейдов в Теннесси и Кентукки в 1862 г. Подобным же образом в 1864 г. кавалерия северян в ходе кампании по захвату Атланты предприняла ряд рейдов против железных дорог Атланты, Вест-Пойнт и Джорджии. После неудачного рейда против железных дорог Мэкона и Вестерна командовавший войсками северян в этом районе генерал Шерман приказал своей армии перерезать железную дорогу и вынудить конфедератов покинуть Атланту.

Новые возможности, которые обеспечивали железные дороги в отношении транспорта и контроля, вынудили создать соответствующие административные единицы. Северяне ввели в состав Военного департамента Управление военных железных дорог США. Правда, это подразделение не могло обеспечить полного контроля над принадлежащими частным лицам участками железнодорожной сети до 1862 г., пока президент не издал специального указа, дающего государственной структуре такие права. Управление отвечало также за постройку и ремонт локомотивов и мостов. Это повысило гибкость транспортной системы в военном отношении.

В войнах с Австрией в 1866 г. и Францией в 1870 г. Пруссия добилась успеха отчасти благодаря эффективному использованию железнодорожной сети. Это позволило пруссакам на первом этапе войны быстро сосредоточить войска и добиться стратегического преимущества. Крымская (1853-1856) и франко-австрийская (1859) войны помогли уяснить военное значение железнодорожного сообщения. Реализуя планы по использованию железных дорог в ходе мобилизации, пруссаки показали, что мобилизационный процесс может вестись предсказуемыми темпами и способствовать концентрации войск. Это имело особое значение при сравнительно коротких военных конфликтах, как это было с Австрией (1866) и Францией (1870-1871). Чтобы оптимизировать работу железных дорог, пруссаки ввели правило движения всех поездов с одной скоростью. Военные эшелоны имели стандартную длину. Эксплуатацию железных дорог планировала специальная железнодорожная комиссия, которая вместе с командирами полкового уровня контролировала исполнение планов. Эти действия осуществлялись с активным применением телеграфного сообщения. Пруссаки увеличивали число локомотивов, чтобы в случае необходимости компенсировать их потери в ходе войны. После своею разгрома в 1866 с австрийцы поняли значение этих мероприятий, и эрцгерцог Альберт, ставший генерал-инструктором австрийской армии, предпринял усилия по усовершенствованию железнодорожного сообщения.

Имперская экспансия



Железные дороги оказались чрезвычайно важны и для европейских империй, действовавших в своих колониях. Они рассматривали пути сообщения не только как символ имперской мощи, но и как важные элементы укрепления политического, экономического и военного присутствия. В 1885 г., когда в канадских провинциях Манитоба и Саскачеван вспыхнуло восстание метисов (этнической группы смешанного происхождения, потомков от европейско-индейских браков), правительство спешно перебросило в опасный западный район по Канадской Тихоокеанской железной дороге более 4 ТЫСЯЧ ополченцев. Это позволило добиться численного преимущества и достичь победы над восставшими. Одним из результатов этой операции стало выделение дополнительных правительственных субсидий для завершения постройки дороги; в том же году она была завершена. Железная дорога имела и серьезное стратегическое значение: она обеспечила надежную связь между экономически важными районами и дала возможность укрепить ключевые точки. Она связала прибрежные и внутренние районы Америки, пограничные городки и экономически важные центры. Тихоокеанская дорога способствовала развитию животноводстве на Великих равнинах (скот стали доставлять на бойни в вагонах), а также добыче полезных ископаемых в Скалистых горах.

В 1896 г. российское правительство вынудило Китай заключить договор о концессии на строительство железнодорожного пути из Маньчжурии во Владивосток. В 1897-1903 гг. Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) была построена. В том же 1896 г. вторгшаяся в Судан британская армия под командованием Китчнера проложила 383-мильную Суданскую военную железную дорогу прямо через пустыню от Вади-Хальфа к Абу-Хамеду, через излучину Нила. В 1898 г. дорогу, которая играла важнейшую роль в снабжении британских войск, продлили до Атбара. К 1900 г. англичане проложили в Индии 16 тысяч километров железнодорожного полотна, которые играли огромную роль в геополитике, стратегии и снабжении. В 1897 г. англичане перебросили поездами войска к северо-западным границам своих индийских владений, чтобы противостоять восставшим вазирам. Тремя годами позже во время Боксерского восстания в Китае из-за уничтожения поезда между Тьяньчином и Пекином иностранные войска не могли оказать помощь своим посольствам в столице. На другой стороне Тихого океана строительство в 1900 г. железной дороги позволило мексиканскому правительству положить конец длительному сопротивлению индейцев-майя, хотя немалую роль сыграли распространившиеся среди индейцев болезни - холера и смертельные для них ветряная оспа и коклюш. В ходе Англо-бурской войны (1899-1902) англичане снабжали свои войска не только с помощью запряженных волами фургонов, но и по протянутым в глубь африканского континента железным дорогам. Благодаря Транссибирской магистрали, даже несмотря на недостроенный участок вокруг Байкала, Россия смогла защитить свою территорию от вторжения японских войск во время Русско-японской войны (1904-1905). Транссибирская магистраль позволяла перебрасывать на Дальний Восток до 35 тысяч солдат ежемесячно. Русская армия не была настроена повторять свои ошибки времен Крымской войны.

Строительство железных дорог имело важнейшее значение, что показали события в Новой Зеландии 1860-х гг., когда британские войска, преодолевая сопротивление местных жителей-маори, могли продлить Великую южную дорогу от Окланда через гористые участки на юг, к Други. К 1874 г. был закончен участок между Таурангой и Нэйпиром, что привело к разделению двух очагов сопротивления маори.

Непосредственно на полях сражений поезда не играли особой роли: здесь перемешать войска было невозможно. Так же обстояли дела и во многих странах, остававшихся вне сферы влияния промышленно развитых держав. Так, ни одной железной дороги не было построено в Афганистане - страны, не покоренной европейцами. Вдалеке от железных дорог грузы по-прежнему перевозили с помощью лошадей, мулов и быков.

Конфликтные зоны



Железные дороги сохраняли свое значение на протяжении XX в.: в период Первой мировой войны именно они служили основным средством доставки войск и припасов к зонам боевых действий. Позиционные бои Первой мировой требовали концентрации и переброски огромных объемов припасов для обеспечения войск, в первую очередь артиллерийских боеприпасов.

Резкий контраст представляли области с редкой железнодорожной сетью Африка периода Первой мировой и Китай 1920-х гг. Здесь доставку грузов по-прежнему обеспечивали караваны носильщиков.

Несмотря на совершенствование автомобильного транспорта, железные дороги оставались важным средством сообщения и в период Второй мировой войны, именно поэтому они подвергались таким жестоким бомбардировкам. Британская и американская бомбардировочная авиация рассматривала железнодорожные узлы как важнейшие цели и в Германии, и в Японии. Железнодорожное сообщение рассматривалось воюющими сторонами как важнейший способ доставки войск и грузов. Так. перед началом операции «Оверлорд» (высадки англо-американских войск в Нормандии в 1944 г.) англо-американская авиация нанесла мощные удары по железным дорогам на территории Франции, в особенности по мостам на Сене и Луаре, разорвав пути сообщения германской армии и ослабив ее способность к сопротивлению.

 

24.06.2017