- - Пароходы





«Здесь я продаю, сэр, то, что желает иметь весь мир, - Мощь».

Мэтью Боултон о паровой машине Джеймса Уатта, которую он выпускал на своей фабрике






В своей книге «об искусстве войны на море с применением пара» (1858) генерал сэр Говард Дуглас утверждал: «Внедрение пара как движущей силы военных флотов всеми морскими державами стало причиной обширных и неожиданных изменений в проведении морских операций, которые должны произвести целую революцию в военно-морском искусстве». Ветер и дерево, на протяжении тысячелетий определявшие ход морских сражений, всего за несколько десятилетий устарели: это была подлинная революция, затронувшая как средства ведения войны на воде, так и ее эффективность.

Первое паровое военное судно - «Demologos» («Глас народа»), позднее переименованное в «Фултон» («Fulton»), - было заложено в Америке в 1814 г. Предполагалось, что пароход окажет помощь в защите от британской морской мощи. В ходе англо-американской войны 1812-1815 гг. американцы рассчитывали использовать пароход для обороны гавани Нью-Йорка, но война закончилась раньше, чем судно спустили на воду.

Американцы были первыми, кто обратил внимание на возможности паровых судов, но англичане стали быстро усиливать свой флот пароходами. Индустриальная мощь Англии позволяла ей применять чужие технологические разработки быстрее, чем это могли делать изобретатели в других странах.

Паровые военные корабли



Поначалу британский флот нанимал небольшие частные пароходы для использования в качестве буксиров, но в 1821 г. приобрел буксир «Мопкеу» («Обезьяна»). Таким образом, флот Его Величества первым обзавелся собственным пароходом. В 1822 с за ним последовал «Соте» («Комета») - первый пароход, изначально предназначенный для несения морской службы. Это по-прежнему было небольшое судно размером с бриг; его использовали как буксир, пользуясь маневренностью, которую обеспечивал паровой двигатель. В 1824 г. в состав военной экспедиции, направленной в Алжир, включили военный корабль «Lightning» («Молния») - спущенный в 1822 г. на воду в Дептфорде колесный пароход, вооруженный тремя пушками. Это был первый случай боевого применения парохода в британском флоте. С 1827 г. в своем новом флоте реки имели четыре колесных парохода британской постройки, которые привлекли внимание британских морских офицеров. Военный корабль «Columbia» («Колумбия»), зачисленный в состав флота в 1829 г., стал вторым в британском флоте пароходом, имевшим артиллерийское вооружение, а в следующем году к нему присоединился корабль «Dee» («Ди»).

Первые пароходы были тихоходны и требовали много угля; дополнительные проблемы создавала большая ширина корпуса и расположенные по бортам гребные колеса. Кроме того, на судне постоянно опасались пожара, а гребные колеса и угольные бункеры съедали слишком много полезного объема: из-за колес на пароходе можно было установить всего несколько пушек (на «Колумбии» их было всего две). Так что при столкновении с линейным кораблем не могло быть и тени сомнения в том, что почти не вооруженный пароход будет уничтожен. Помимо всего прочего, требовалось разработать новую тактику действий взамен хорошо зарекомендовавшей себя практики применения парусных кораблей - дилемма, перед которой часто оказываются могучие флоты и армии, получившие новое оружие.

Опасные воды



Несмотря на все недостатки, паровые машины устраняли зависимость судна от ветра, сокращая и делая более предсказуемым время путешествия - важное качество и для военных, и для торговых судов. Кроме того, пароходы могли с легкостью действовать в опасных прибрежных водах, а также нападать на корабли неприятеля на их якорных стоянках. Способность пароходов действовать вблизи берега продемонстрировали события 1840 г., когда британский флот предпринял обстрел удерживаемого египтянами укрепленного порта Акры. Действия пароходов заставили египтян покинуть Акру и принудили их отказаться от дальнейшего наступления в глубь Сирии.

Применение паровых машин повысило возможности судов в отношении действия в реках и при плохой погоде. Это подтвердили действия 100-тонного парохода-буксира Ост-Индской компании «Diana» («Диана»), снабженного 60-СИЛЬНОЙ паровой машиной, в ходе Первой бирманской войны (1824-1826 гг.). Пароход был построен в Индии в 1823 г. и направлен для обеспечения военных действий на быстрой реке Иравади. «Диана» на буксире проводила в реку британские парусники, которые уничтожат и бирманские боевые пироги. Действия буксира обеспечили продвижение англичан на 650 километров вверх по течению реки. Это вынудило бирманцев вступить в переговоры и затем принять предложенные англичанами условия.

В 1816 г. англичане предприняли экспедицию вверх по течению реки Конго на катере «Congo» («Конго») -первом пароходе, построенном в Африке. Экспедиция потерпела неудачу из-за неполадок с катером, болезней экипажа и сложных порогов на реке. Однако этот поход показал, что паровые машины способны полностью изменить принципы ведения войны на реках и возможности размещенных на речных побережьях войск. В результате с 1854 г. французы, продвигаясь вверх по течению западноафриканской реки Сенегал, основали цепь прибрежных фортов, связь между которыми обеспечивали паровые катера.

Гражданская война в США



Паровые катера играли значительную роль в действиях на внутренних водных путях США в ходе Гражданской войны (1861-1865 гг.), особенно в бассейне реки Миссури. Катера северян, действовавшие на реках Камберленд и Теннесси в феврале 1862 г., стали одним из решающих факторов удачного исхода кампании, хотя предпринятый в том же году обстрел хорошо укрепленных позиций у Виксбурга судами Миссисипской флотилии Фаррагута результатов не дал. Русская армия применяла паровые миноносцы при форсировании Дуная в 1877 г., в ходе русско-турецкой войны. Голландцы применяли паровые канонерки на Борнео, португальцы - на реках Лимпопо и Замбези в Африке, а французы - при продвижении на Тимбукту вниз по течению реки Нигер в 1894 г. Паровые канонерки применяли и англичане при наступлении вверх по течению Нила на суданский Хартум в 1898 г., а затем пять из этих катеров перебросили еще выше по Нилу, чтобы расстроить планы французов в отношении Южного Судана.

В открытом море паровые суда доказали, что могут поспорить с плохой погодой. 700-тонный бронированный британский пароход «Nemesis» («Немезида»), построенный в Бирекнхеде Джоном Лайрдом для Ост-Индской компании, невзирая на зимние штормы, совершил в 1840 г. переход от мыса Доброй Надежды в Китай и стал первым судном, достигшим в это время года Макао; еше два военных корабля в том же году пересекли Тихий океан, выйдя из Чили. В то время Великобритания находилась в состоянии войны с Китаем (шла Первая опиумная война), и «Немезида» в январе 1841 г. близ Кантона уничтожила 11 китайских военных джонок.

Винт



В 1840-х гг. на смену расположенным по бортам гребным колесам пришел насаженный на гребной вал корабельный винт. Избавившиеся от колес винтовые пароходы смогли нести больше бортовых орудий; кроме того, оказалось, что они обладают большим ходом. Спущенный на воду в 1843 г. шлюп «Raltler» («Грохочущий») в 1845 г. был направлен в эскадру опытного адмирала сэра Джорджа Кокбэрна. Кокбэрн писал: «Испытание эффективности показало, что винт, установленный в качестве движителя "Rattler"... оправдывает затраченные на усовершенствование усилия и обеспечивает успех, так что я полностью удовлетворен». В 1846 году за «Rallier» последовал фрегат «Атріїіоп» («Амфион»), а после того как французы построили первый винтовой линейный корабль «Napoleon» («Наполеон»), англичане модернизировали подобным же образом свой «Ajax» («Аякс»). Принимая в соображения вопросы стоимости кораблей, в винтовые пароходы перестраивали уже находившиеся в строю. Прикрывавший десант американских войск в период американо-мексиканской войны 1847 г. флот США имел в своем составе винтовой шлюп, колесный фрегат и три арендованных колесных парохода.

К началу 1854 г. французы имели в составе своего военно-морского флота «Наполеон» и еще восемь кораблей, перестроенных из колесных в винтовые. Англичане, значительно отстававшие в этом отношении в 1848-1851 гг., взяли реванш: они построили три новых винтовых линейных корабля, а еще семь модернизировали. Во время Крымской войны в 1854 г. англичане направили на Балтику для действий против российского флота не менее семи паровых боевых кораблей. Два из них были новыми военными пароходами, а другие семь - парусными линейными кораблями, на которых разместили паровые машины. Кроме того, в состав эскадры входили шесть линейных парусников и четыре 60-орудийных плавучих батареи. В следующем году за ними последовали еще четыре батареи, четыре военных парохода и десять парусных линейных кораблей. Однако успехи британской эскадры оказались минимальными, поскольку русский флот предпочел не вести на Балтике активных боевых действий. Самым крупным из деревянных винтовых боевых кораблей 6i.ua спущенная на воду в 1859 г. «Victoria («Виктория»), несшая на борту 131 орудие и стоившая 150 тысяч фунтов стерлингов.

Секрет нации



Однако сила пара пробудила в умах англичан и страх вторжения - об этом свидетельствует выступление виконта Пальмерстона в парламенте, в котором он упоминал о возможности появления «парового моста» через Ла-Манш в случае нападения со стороны французов. С другой стороны, опираясь на разветвленную сеть угольных станций, британский флот и сам существенно повысил свои возможности. Именно об лом говорил вымышленный герой оперетты Джилберта и Салливана «Утопия ЛТД» (1893) капитан сэр Эдвард Коркоран.

Я капитан Коркоран,

Я научу вас править морями

И устрашать простоватых галлов.

Как саксы и кельты

Ответим на их угрозы своими -

Пулеметом Максима и картечницей

Норденфельда (и пустим их в ход при нужде). По-матросски раскинем картишки. Спустим паруса и снимем рей.

Сложим мачты - не нужны они теперь.

Теперь у нас не из дуба сердца. Подбавим пару, расшуруем топку. Слава углю и слава коксу. Никогда наш корабль не сядет на мель.

Военно-морские базы Великобритании опоясать весь мир. В 1898 г. они располагались в Веллингтоне, на Фиджи, в Сиднее, Мельбурне, Аделаиде, Олбани, Кейп-Йорке (Австралия), Лабуане (Северное Борнео), Сингапуре, Гонконге, Вейхайвее (Китай). Калькутте, Бомбее. Тринкомате. Коломбо, на Сейшелах. Маврикии. Занзибаре, Момбасе, Кейптауне, острове Святой Елены, Асунсьоне, Лагосе, на Матьте, в Гибралтаре. Галифаксе, на Бермудах. Ямайке. Антигуа, Сен-Люсии, Тринидаде, Фолклендах и Эскимальте (Британская Колумбия). Почти параллельно им французы основали свои базы на Мартинике. Гваделупе, в Дакаре, Либревилле, Диего-Суаресе, Обоке. Сайгоне, Кванчжоу, на Новой Каледонии и Таити.

Применяли пароходы и неевропейские державы, правда, поначату они не могли добиться подобного успеха. Так, вьетнамцы в 1820-1841 гг. пытались начать постройку пароходов, но потерпели неудачу. Паровые суда на протяжении XIX в. оставались одним из ключевых элементов, обеспечивавших мощь европейских государств.

17.10.2017