- - Артиллерийское вооружение кораблей




«Он [Уинстон Черчилль] до сих пор считает Бленхейм величайшим сражением. Его единственный ответ в сложной ситуации - "пошлите канонерки"».

Энерин Бивэн, 1951


ПУШКИ ВНЕСЛИ НАИБОЛЬШИЙ ВКЛАД В ИЗМЕНЕНИЕ ХОДА МОРСКИХ СРАЖЕНИЙ. Боевые корабли были лучшими носителями артиллерии по сравнению с любым наземным средством, а один корабль мог нести больше пушек, чем целая сухопутная армия.

Вероятно, впервые орудия установили на судах флота китайской династии Минь в 1350-х гг., а между 1405 и 1433 гг. такие снабженные пушками корабли совершили семь экспедиций в Индийский океан. Самые крупные корабли несли семь или восемь мачт, но утверждения об их длине почти в 120 метров кажутся сомнительными - во многом из-за того, что они не вяжутся с характеристиками вместимости, грузоподъемности и водоизмещения. И все же это были, возможно, самые крупные из построенных к тому времени деревянных судов, а благодаря форме носа и нескольким слоям обшивки они обладали хорошей мореходностью. Китайские суда ходили в Аден и Могадишо, а в ходе третьей экспедиции, в 1411 г., китайский флот захватил Шри-Ланку. Однако к середине XV в. китайцы прекратили практику дальних морских вояжей, и им на смену пришли народы Западной Европы.

Предназначенные для использования на море орудия, которые стали устанавливать на некоторых европейских судах с середины XV в., заметно отличались от пушек полевой артиллерии прежде всего своей универсальностью. Орудия корабельной артиллерии можно было применять и при осадах, и при стрельбе по укреплениям, и в морском бою. Конструкторы же полевых орудий прежде всего старались уменьшить их вес.

В морских сражениях Средневековья корабли старались как можно быстрее приблизиться друг к другу и перейти к абордажному бою. Эта тактика сохранялась и в более поздние времена, но по мере совершенствования артиллерии моряки все чаше стати стараться встать бортом к противнику, чтобы обстрелять его из пушек.

Тактика линейного бортового залпа



С начала 1510-х гг. тяжелыми орудиями стали вооружать корабли, действовавшие в Балтийском море, а также английские и французские суда. На смену клинкерной системе обшивки корпуса в конце XV в. пришла система обшивки встык - из Средиземноморья она распространилась на Атлантику и Балтику. Это был существенный шаг вперед в строительстве корабельных корпусов: они стали значительно прочнее и могли нести тяжелые орудия. Увеличился и размер судов. Согласно спецификации 1514 г. английский корабль «Henry Grace a Dieu» (известный также как «Грейт Гарри» -«Большой Гарри») нес 186 пушек. На протяжении столетия суда такого размера появились во флотах Дании, Франции, Любека. Мальты, Португалии, Шотландии. Испании и Швеции.

Португальцы первыми стали применять орудия большого калибра для бортовых залпов выстроенных в линию судов, сражающихся с более сильным противником; часто ошибочно полагают, что эту тактику впервые применили англичане в период борьбы с испанской Великой армадой (1588). В Северной Европе переход к тактике линейного построения хорошо виден при анализе действия флотов в период англо-французской войны 1512-1514 гг., когда суда во время столкновений в Ла-Манше действовали еще по старинке, а в 1545 г. были отогнаны от Портсмута в результате артиллерийской дуэли.

Артиллерийское вооружение судов было жизненно важно для расширения военной и коммерческой мощи европейцев. Большие двухмачтовые парусники обладали крупным преимуществом перед галерами, передвигавшимися с помощью весел: их экипажи были не столь многочисленными, и они могли нести больший запас провианта и воды. В результате парусник мог принять больше груза и доставить его на значительное расстояние с меньшими затратами; кроме того, такие суда, благодаря своим пушкам, могли защитить себя при нападениях. Португальцы были первыми, кто начал строить суда с полным (прямым) парусным вооружением - такие корабли были достаточно мощны, чтобы нести тяжелые железные пушки, способные дать отпор легким судам, которые представляли угрозу в Индийском океане. Это позволило португальцам одержать победы над флотами Каликуты (1502), Джапары (1513) и Гуджарата (1528).

Египетские и турецкие суда, совершавшие плавания к западному побережью Индии и ходившие Красным морем и Персидским заливом, отличались по мореходности и не имели столь мошной артиллерии. В 1507 г. из Суэца был выслан египетский флот, частично состоявший из галер. При поддержке гуджаратских судов египтяне смогли поначалу в 1508 г. разгромить португальскую эскадру, но в 1509 г. в свою очередь потерпели поражение от Фран-сишку де Альмейда при Диу. В 1538 г. под Диу был послан османский флот в составе 72 кораблей - самый крупный из флотов, которые турки когда-либо посылали в Индийский океан. Однако турки не получили поддержки гуджаратов и были отогнаны. В 1554 г. османский флот потерпел тяжелое поражение в столкновении с португальцами при Мускате.

Важнейшим преимуществом португальцев было мощное пушечное вооружение их кораблей, благодаря которому они одерживали победы над своими противниками, располагавшими большим числом кораблей и людей. Поначалу португальцы полагались на быстроходные, но сравнительно небольшие каравеллы и большие нау («большие корабли») - крупные суда типа каррак. Постепенно их сменили галеоны - более длинные и узкие, которые были быстроходнее и маневреннее, а также могли нести более мощное вооружение. Пушки располагались по бортам судна и могли вести огонь через пушечные порты. Эти орудия могли нанести серьезные повреждения вблизи ватерлинии и потопить неприятельский корабль.

Рост артиллерийской мощи



Эффективность судна зависела от взаимодействия многих факторов; корабелам приходилось учитывать требования маневренности, вооружения и огневой мощи. Качества судна определялись грузоподъемностью (это было важно и для военных кораблей), мореходностью, скоростью хода, качеством и численностью вооружения, оптимальным размером команды и парусности. Во второй половине XVI в. европейские боевые корабли имели водоизмещение в 500-600 тонн, тогда как вооруженные пушками купеческие суда - 200-300 тонн. Португальские ост-индские корабли полагались в обеспечении безопасности на крупные размеры, тогда как испанские фрегаты делали ставку на скорость.

Вооруженный пушками деревянный корабль, будь он парусником, весельной галерой или имевший смешанное вооружение, был одним из самых дорогих, мощных и технологически совершенных военных объектов своего времени. Размещение на корабле большого количества пушек существенно затрудняло мореплавание и требовало повышения боевых и профессиональных морских качеств экипажа. Постройка, оснащение, подбор команд, снабжение и управление флотом требовали значительных финансовых и материальных расходов. Постройка большого военного корабля требовала больших затрат ручного труда и огромного количества древесины и, как следствие, больших капиталовложений. Поддержание судна в рабочем состоянии также было дорогим делом: дерево и парусина были подвержены порче, а железные части - ржавлению. Таким образом, говоря современным языком, боевые корабли требовали не только технологически совершенных верфей для постройки, но и постоянно действовавших организаций, необходимых для их содержания.

Значение европейских военных кораблей как мореходных артиллерийских носителей существенно возросло с изобретением пушечных портов, которые стали располагать почти над самой ватерлинией, и водонепроницаемых заглушек для них. В результате орудия можно было расположить лишь немногим выше уровня осадки судна: это позволило снизить центр тяжести корабля и повысить его вооруженность. Кроме того, совершенствование техники наведения пушек и применение более совершенных порохов повысило эффективность легких орудий и дало возможность увеличить число пушек на корабле. Уже в 1518 г. стандартным вооружением португальского галеона было 35 орудий; когда японский правитель Тоетоми Хидэеси в 1592 г. планировал вторжение в Корею, он постарался нанять для своего флота два португальских галеона. Правда, попытка фрахта не увенчалась успехом. Мощь европейских флотов изменила ситуацию в Индийском океане и позволила европейцам закрепить свое присутствие на его просторах и проторить новые торговые пути.

Испанская армада



В Европе внимательно следили за развитием военных флотов - они были одним из показателей мощи государств. Одним из примеров может служить рост влияния Англии. Начало войны между Англией и Испанией в 1585 г. означало для могущественного Филиппа II Испанского, что его страна имеет теперь противника, напасть на которого можно только с моря. Он намеревался сделать это в 1588 г., послав огромный флот из 130 кораблей, названный «Непобедимой армадой», чтобы обеспечить вторжение в Англию из Испанских Нидерландов (современная Бельгия). Проходя Ла-Манш, испанские корабли подверглись обстрелу из дальнобойных английских пушек, но они нанесли испанцам лишь небольшой ущерб. Благодаря искусству своих экипажей и компактным четырехколесным орудийным лафетам, обеспечивавшим высокую точность огня, потери англичан оказались меньше испанских, хотя английский флот и испытывал недостаток в боеприпасах. Многие испанские пушки были установлены на неуклюжих лафетах, предназначенных для действий на суше.

Испанский флот подошел к Кате, но здесь был рассеян ночной атакой англичан, которые применили зажигательные суда-брандеры; затем английский флот причинил заметный ущерб противнику в ходе боя у Гравелин. Сильный юго-западный ветер вынудил армаду выйти в Северное море. Испанские командиры приказали своим судам возвращаться в Испанию опасным северным путем, огибая Британские острова, но многие корабли оказались разбиты штормами. Таким образом, основной причиной поражения испанцев стало превосходство англичан в качестве судовой артиллерии.

Четырьмя годами позже японский флот был разбит корейцами в сражении в Желтом морс. Корейским флотом командовал Ли Сунсин. Его силы включали самые совершенные суда того времени - корейские весельные «суда-черепахи», скорее всего, были покрыты шестиугольными металлическими листами, чтобы предотвратить забрасывание абордажных крюков противника; «черепахи» могли снабжаться и таранами. Японцы рано стали устанавливать пушки на своих военных судах и с успехом применяли их в 1593 и 1597 г. Однако в 1598 г. корейцы получили помощь китайского флота и его специалистов-пушкарей и благодаря превосходству в артиллерии в сражении в бухте Норянджин разбили противника. Это сражение положило конец японскому вторжению в Корею. В Азии, как и в Европе, вооруженные пушками корабли, несомненно, стали важнейшим фактором в достижении превосходства на море.

24.06.2017