Человеческий разум

Человеческий разум

Человеческий разум, ум ученого так устроен, что, изучая какое-либо интересующее его явление, процесс, человек вольно или невольно отвлекается от множества других предметов, явлений, процессов, с которыми «наш» связан тысячью незримых нитей. Все в нашем мире взаимосвязано. Но чтобы проникнуть в суть данного именно явления, мы пытаемся рассмотреть его «в чистом виде», вырываем его (мысленно или на самом деле) из всеобщей взаимосвязи.

Изучая радиацию, ее действие на организм, ученые на время забывают, что организм этот дышит, питается, выделяет, одним словом — живет; что на него влияют погода, состав пищи, загрязнения атмосферы, качество воды и т. п. И такое «отключение» от других действующих факторов среды вполне оправдано тогда, когда речь идет о действии радиации в больших дозах, близких к смертельным или смертельных. В этом случае изучаемый агент — радиация — действует настолько мощно, что роль других факторов оказывается попросту несущественной. Изучая биологическое действие радиации, ученые, конечно, старались сделать так, чтобы подопытные зверьки жили в хорошем виварии, нормально питались и т. п. (принцип «прочих равных условий»). На основании таких опытов были определены предельно переносимые дозы радиации, не вызывающие вредных последствий допустимые дозы и концентрации различных радионуклидов и т. п.

Но по мере того как доза радиации, активность изотопов уменьшаются, приближаясь к значениям природного радиационного фона, как бы вырастает относительная роль других действующих факторов, их влияние на эффект облучения. И, что особенно важно, вредное действие разных действующих агентов не просто складывается, но и не редко взаимно усиливается. Может даже случиться так, что каждый из вредных агентов сам по себе не вызывает никакого заметного действия (т. е. его доза ниже допустимой) , а вместе эти факторы дают серьезные неприятности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.09.2017